На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 667 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    👍👍👍Этот день в авиац...
  • Сергей Цыбин
    Да вот и уже началось шествие к могиле и нас, рожденных в первой половине 40-х годов прошлого века…Этот день в авиац...
  • Сергей Цыбин
    Имел удовольствие лично общаться с В. Е. Гудилиным во время подготовки пуска МКС «Буран». Это был один из последних «...Этот день в авиац...

ТАКР "Кузнецов". Письмо из 2009 года. Изменилась ли ситуация в лучшую сторону?

Не время мечтать про авианосцы

(открытое письмо министру обороны РФ)

"Война - слишком серьёзное дело,
чтобы доверять её военным".
Ш.Талейран

фото ИТАР-ТАСС
Авианосец "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" -
неудачный проект советского ВПК
AH-71
Самолёт ДРЛО "АН-71".
C 1982 г. в КБ О.Антонова прорабатывался корабельный
вариант - "АН-71К". Для него на авианосце следовало
иметь катапульту, а не взлетную полосу с трамплином.
Кроме того, АН-71К" не помещается в самолетоподъемник
"Кузнецова". Поэтому в 1985 г. от продолжения работ
отказались.

 
В настоящее время ВМФ имеет один корабль, который условно можно назвать авианосцем - это тяжелый авианесущий ракетный крейсер (ТАРК) "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".

6.01.09 г. на борту авианосца произошла очередная авария - пожар во время стоянки в турецком порту Акзас-Карагач. По предварительным данным, одной из причин пожара могла стать неисправность в топливной системе машинного отделения. Пожар длился около 2-х часов, при этом погиб матрос срочной службы Д.Сычев, который задохнулся от дыма.
К сожалению, на "Кузнецове" было большое количество аварий, он по этой части - лидер в ВМФ. Один из офицеров крейсера написал в 1999 году: "То турбогенератор "сядет", а резервный дизель-генератор не может запуститься… и весь корабль погружается во мрак: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут - не авианосец, а летучий голландец"...
Достоянием гласности становятся только тяжёлые аварии, типа падения СУ-33 за борт (5.09.05г.) или аварийная посадка на брюхо самолёта СУ-25УТГ (18.10.04г.).
Другие многочисленные аварии известны меньше:
В 2000 г. на корабле погиб матрос БЧ-5 от удара током.
17.01.02 г. произошел пожар во время ремонта на рейде Североморска, при этом погиб старшина 1-й статьи В.Бобылев - отравился угарным газом.
27.08.06 года произошел пожар, два матроса отравились угарным газом и были госпитализированы. 
В 1995 г. «Кузнецов» попал в сильный шторм. При этом вышли из строя несколько паровых котлов, корабль потерял ход и чуть не был выброшен на берег Новой Земли.
В декабре 1995 года «Кузнецов» отправился в Средиземное море. Уже в самом начале похода у него обнаружились серьезные проблемы в работе главной энергетической установки. Выяснилось, что у двух из восьми паровых котлов засолены трубки — матросы вместо дистиллированной воды залили забортную воду (где при этом были офицеры ?). Во время похода трубки других котлов регулярно лопались и протекали. Постоянно отказывали: испарители, турбогенераторы, дизель-генераторы. В результате «Кузнецов» двигался со средней скоростью в 2...4 узла. По воспоминаниям участников, поход проходил в очень сложных условиях и стоил личному составу большого напряжения сил. Главным образом это касалось электромеханической БЧ. Из-за низкой квалификации личного состава, а также конструктивных недостатков ряда систем, имели место регулярные отказы техники. Например, броски напряжения в электросети приводили к частым выходам из строя блоков ПНК ЛАК, систем госопознавания, блоков РЛС. Много нареканий вызывала работа оптической системы посадки «Луна», требовавшая постоянной настройки.
В процессе эксплуатации "Кузнецова" выявился серьезный конструктивный недостаток системы осушения трюмов - это отсутствие водоотливных эжекторов. Имевшиеся же осушительные насосы оказались неудобными в эксплуатации, неэффективными, а также неремонтопригодными. 
В феврале 1996 года при посещении Мальты у «Кузнецова» отказали все котлы (!) и корабль остался без хода. Из-за сильного ветра возникла опасность выброса авианосца на берег. С большим трудом экипажу удалось запустить два котла и корабль малым ходом вернулся в Североморск, где был поставлен в длительный ремонт. После этого руководивший финальной частью похода начальник Главного штаба ВМФ адмирал В.Селиванов ушёл в отставку [1].
В августе 1998 года при приеме топлива на авианосец был по ошибке закрыт не тот клапан и 60 т мазута вылилось на пост управления стрельбой. Пост вышел из строя. Чуть ранее из-за прорыва трубы на авианосце оказались затоплены два из четырех зенитных комплекса «Кортик». Источник: газета «Коммерсантъ».
В мае...июне 2003 г. «Кузнецов» прошел докование на СРЗ-82 (Росляково), а в октябре направился в Баренцево море на ходовые испытания, во время которых произошел пожар в главном газоходе...


История создания "Кузнецова" сложна и мучительна: 400 организаций СССР принимали участие в проектировании и строительстве ТАРК. Колоссальное количество денег и ресурсов потрачено, а результат ?
Качество авианосца низкое - сплошные аварии, отопление корабля очень плохое. На самолеты Су-33 из-за трамплинного взлета (вместо катапультного) налагаются ограничения по взлетной массе. Даже с новейшими двигателями типа АЛ-31Ф-М1 самолёт Су-33 не может взлететь с полной боевой нагрузкой. 
Су-33 - это Су-27К. СУ-27К имеет 2 двигателями АЛ-31Ф тягой по 12500 кгс, взлетную массу (без вооружения) 22,8 т, и максимальную масссу (с ракетами "воздух-воздух") — 26,6 т. Максимальный боекомплект самолета включал две ракеты ближнего боя К-73 и шесть ракет средней дальности К-27Э, а также 150 снарядов встроенной пушечной установки ТКБ-687. С полной заправкой топливных баков, равной 7680 кг, радиус действия Су-27К мог составить 1150-1270 км, а продолжительность патрулирования на удалении 250 км от корабля — не менее 2 ч. По сравнению с "сухопутным" прототипом, Су-27К имеет складываемые крылья, усиленное шасси, тормозной гак и специальное навигационное оборудование.
На "Кузнецове" есть ангар площадью 153х26м, в котором может разместиться максимально: 7 вертолётов КА-27 и только 22 самолёта СУ-33.
Всего было построено 24 истребителя СУ-33, из них 5 истребителей умудрились угробить. Осталось 19 самолётов СУ-33, ресурс которых истечёт в 2015 году.
У этих самолётов есть существеный недостаток - это просто самолёты ПВО, как обычные СУ-27. СУ-33 не имеет оборудования (прицелы и ракет воздух-земля дальнего действия) для "работы" по земле.
Кроме того, для обеспечения решения авианосных задач "Кузнецову" остро недостает спец. самолетов: ДРЛО (AWAKS), ПЛО, постановщиков помех и топливозаправщиков. Кому нужен убогий авианосец без самолётов ДРЛО и с истребителями, с помощью которого нельзя бомбить вражескую территорию ? Прок от "Кузнецова" какой, как от боевой единицы ?
И всё это произошло при прямом участии Д.Устинова, из которого некоторые норовят изобразить гения...

Проектирование ТАРК началось в 1973 г. В 1976 году главком ВМФ утвердил очередное ТТЗ на корабль. В нем задавался корабль водоизмещением около 60000 т, с авиапарком в 50 самолётов, с двумя катапультами, с атомной энергоустановкой. В 1976 году умер влиятельный сторонник авианосцев - министр обороны А.А.Гречко, и у проекта начались большие проблемы.
Длина палубы авианосцев не превышает 240…334 м, и по этой причине для разгона самолётов на авианосцах США применяют паровые катапульты. Катапульты сложны в изготовлении и очень дороги. На американском авианосце "Нимиц" установлены 4 катапульты, обеспечивающие разгон самолётов массой 40 т, до скорости 300 км/ч. Длина трека - 94,5 м. Диаметр поршня катапульты - 0,46 м, вес одного поршня - 2,7 т !
Созданием отечественных катапульт занималось объединение "Пролетарский завод" в Ленинграде (главный конструктор А.Булгаков). При изготовлении отечественных катапульт не удалось толком решить сложную проблему связанную сленточными уплотнителями щелевых цилиндров катапульт и проблему обогрева катапульт в зимнее время. Одну катапульту "Пролетарский завод" изготовить смог, но она заработала только в 1986 году на полигоне "НИТКА" в Крыму. Причём, это была не боевая катапульта, а технологическая - "БС-1". Использовалось она для разгона тележек, которыми испытывали аэрофинишёр "Светлана-2".
Для "НИТКИ" в Саки были доставлены морем и собраны металлические конструкции общей массой 12000 т. Псевдо-полетная палуба выполнена заподлицо с взлетно-посадочной полосой аэродрома и могла имитировать реальную качку. Также подвели трубопровод морской воды для охлаждения конденсаторов паропроизводящего комплекса для катапульт. 
Зарубежные авианосцы имеют две—четыре паровые катапульты, разгоняющие самолеты до скорости 260...300 км/ч, поэтому старт может быть осуществлен в штиль или на «стопе», без использования добавочной скорости хода корабля.
Катапульта позволяет разгонять боевой самолет с полной боевой нагрузкой даже при плохой погоде.
Трамплин обеспечивает скорость отрыва лишь 200 км/час - это не позволяет обеспечивать взлет самолетов с максимальной боевой нагрузкой, даже при длине разбега 180 м. Кроме того, старт с трамплина диктует высокие требования к тяговооруженности самолёта: двигатели выводятся на форсаж до начала разбега, что приводит к преждевременной выработке ресурса двигателей. Чтобы предотвратить повреждение надстроек корабля горячими газами двигателей самолетов, на "Кузнецове" имеется огромные подъемные газоотражательные щиты (4х6м, 3 шт.), охлаждаемые водой.
Трамплин в 2 раза проигрывает двум катапультам по показателю времени подъема авиационной группы в воздух.
В итоге:

  1. Cделать катапульты "Пролетарскому заводу" оказалось очень сложно и завод затребовал много денег и времени.
  2. Проектировщики авианосца испытывали трудности при проектировании энергетической установки, т.к. для функционирования катапульт нужно много пара, а тогдашний министр обороны Д.Устинов потребовал заменить атомную силовую установку на обычную.
  3. Видя, что изготовление катапульт затянулось, инициативу проявил Симонов М.П., главный конструктор КБ "Сухой". Он заявил Д.Устинову, что его самолёты СУ-27 обойдутся без катапульт.

В 1980 году Д.Устинов совершил чудовищную ошибку - приказал вместо катапульт сделать трамплин для взлёта самолётов. Последствие череды ошибок "мудрого" Д.Устинова - неудачный ТАРК "Кузнецов" с массой дефектов.
Строить ТАРК начали в 1982 году. Качество изготовления энергетической системы "Кузнецова" оказалось очень плохим, на корабле множество раз текли котлы (8 котлов КВН 98/64 с высокими параметрами пара). Подробно про технические проблемы "Кузнецова" можно прочитать тут.
Самые страшные проблемы порождает вовсе не брак заводов. Самые страшные проблемы порождают ошибки проектировщиков. Никто не может понять: для какой климатической зоны проектировали ТАРК ? По результатам эксплуатации он никак не предназначен для севера. Мне хотелось, чтобы на этот вопрос ответил ныне здравствующий конструктор ТАРК - А.Б.Морин (Невское ПКБ).
По факту: на корабле плохая теплоизоляция и плохая система отопления. По этой причине зимой иллюминаторы запотевают, конденсат со стен льётся потоками, экипаж мёрзнет [2]. Зимой 1998/1999 гг. замерзли даже трубки в одном из главных котлов. Дело в том, что площадь внешней поверхности любого авианосца огромна, в сотни раз больше по сравнению с площадью эсминца. Чем больше поверхность охлаждения, тем сложнее обогреть внутренний объём корабля. Стальная громада авианосца (длина 305 м) зимой попросту промерзает, для отопления корабля нужно очень много энергии и мощная теплоизоляция - с физикой спорить бесполезно !
Зарубежные кораблестроители широко применяют качественные утеплители из минеральной (базальтовой) ваты с покрытием алюминиевой фольгой и с армированием стеклопластиковой сеткой. Кораблям Северного флота желательно иметь такую качественную теплоизоляцию. Видимо на "Кузнецове" теплоизоляция совсем плоха. 
Для того, чтобы зимой не замерзали иллюминаторы необходимо применять трехслойные стеклопакеты.
Да, дорого получается, если по уму проектировать авианосец для базирования на севере…
Другие страны вообще не имеет таких специфических проблем, т.к. содержат свои авианосцы только в тёплых водах, на широтах Франции и южнее. Вот и получается, что главная ошибка Д.Устинова заключалась не в том, что он исковеркал первоначальный проект авианосца, а в том, что он не прикрыл проект вообще !
Главное: в России негде базировать авианосцы ! Нет подходящих мест. За всю свою историю Россия имела лишь один порт пригодный для содержания авианосцев - это Порт-Артур. На севере авианосцам делать нечего, в силу высокой стоимости содержания, из-за проблем с отоплением этих огромных кораблей. Также сложно тренировать лётчиков, т.к. на севере мало дней с хорошей погодой.
Наши адмиралы упорно не желают понять этих очевидных аргументов.
С 1945 года главным лоббистом постройки авианосцев был адмирал Н.Кузнецов, по телевизору я видел множество передач с дифирамбами про его проницательность. Пока И.Сталин и Г.Жуков были у власти, они блокировали запросы упрямого Н.Кузнецова, который никак не мог уяснить, что в послевоенном СССР нет денег на постройку и содержание огромных авианосцев.
Адмирал А.Высоцкий тоже видимо считает, что у России избыток денег. Он заявил в 2008 году, что хочет 6 авианосцев (цена - 5 млрд. долларов за штуку) и конструкторы тут же засуетились, см.[5]...

К концу 90-х состояние "Кузнецова" стало настолько плохим, что максимальный ход, который он мог развить, не превышал 18 узлов. "Кузнецов" базируется не у обычного причала, а на судоремонтном заводе №35 в Мурманске. Очередной ремонт ТАРК начался в 2001 году. Осенью 2003 года его попытались вывести на ходовые испытания, однако в море половина отремонтированных котлов высокого давления снова вышла из строя.
3.12.08 г. 35-й судоремонтный завод закончил ремонт крейсера "Адмирал Кузнецов". На судне была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъема самолетов на летную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.
Конца и края не видно этим бесконечным ремонтам ! После пожара 6.01.09 г. придётся делать ещё один ремонт.
Мне на форумах возразили, что и на американских авианосцах были аварии. Да были, только надо сделать существенное уточнение: на всех 9-ти американских авианосцах класса "Nimiz" аварий было значительно меньше, чем на одном "Кузнецове". И это при том, что американские авианосцы принимали реальное участие в боевых действиях. А так, чтобы все котлы разом вышли из строя - это ужасные реалии "Кузнецова".
Вопрос к нашим адмиралам: какое право вы имели так рисковать экипажем и посылать ТАРК в море с дефектными котлами ? Наша военная элита явно не в порядке и нуждается в пристальном внимании общества.
Известно, что содержание одного американского авианосца обходится примерно в 10 млн. долларов в месяц - это без зарплаты экипажу.
Учитывая то, что на "Кузнецове" идут бесконечные ремонты - содержание этого авианосца обходится чрезмерно дорого для государства.
Как налогоплательщик я задаю вопрос адмиралу А.Высоцкому: сколько стоили содержание и ремонт "Кузнецова" с 1992 по 2009 год ?
Очень жаль, что этот вопрос совершенно не волнует наших депутатов !
Если бы "Кузнецов" имел катапульты, универсальные самолёты, надёжную энергетику и хорошую систему отопления, т.е. был настоящим боевым кораблём, то тогда оправданы расходы на ремонт и содержание ТАРК. Но ведь этого ничего нет: "Кузнецов" - это корабль-полуфабрикат с массой дефектов.
Для сравнения: сколько в "Москвич" денег не вкладывай, всё равно "Мерседес" из него не получится.
Кроме того, на корабле плохая вентиляция, мало помещений с иллюминаторами и убогие интерьеры. Офицеры с неохотой идут служить на этот корабль, популярна фраза: "Будешь себя плохо вести - пошлем на "Кузнецова" [2]. 
Я не видел, чтобы хоть один человек реально служивших на "Кузнецове" написал хорошие слова про ТАРК. А вот негатива сколько угодно. Например, на форумах написали, что комплекс "Гранит" неисправен и его собираются демонтировать. 
Главкомату ВМФ некуда девать народные деньги, кроме как бесконечно ремонтировать ТАРК ?
За многие годы ВПК не сумел разработать самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛО или AWAKS). С 1979 года КБ Яковлева разрабатывало Як-44РЛД, но проект был с треском провален - к 1992 году был построен только макет Як-44РЛД.
Американцы давным-давно имеют палубный самолёт AWAKS - "E-2 Hawkeye", на каждом американском авианосце есть 4 шт. - это глаза и уши авиагруппы.
Да, нам есть чему поучиться у американцев. США успешно внедряют на своих кораблях систему разведки, связи и ПВО под названием "Aegis". В системе "Aegis" объединены все средства обнаружения, поражения, управления и тактической радиосвязи. Большинство функций боевого применения оружия может выполняться с помощью ЭВМ корабельного многомашинного вычислительного комплекса. Система "Aegis" обеспечивает на каждом корабле доступность единой картины воздушного пространства на все соединение (включая данные с самолётов "AWAKS") на уровне обработанной информации от всех корабельных радаров соединения. Любой корабль соединения имеет возможность вести огонь по цели, которую собственный радар в данный момент не наблюдает.
К сожалению, не оправдала себя система РЛС «Марс-Пассат» с четырьмя неподвижными фазированными антенными решетками - ФАР (киевское НПО «Квант»). Плоские антенные полотнища РЛС размещены на каждой из стенок островной надстройки ТАРК.
Ещё при сдаче ТАРК в 1987 году было отмеченно большое колличество проблем с "Марс-Пассатом". В советское время НПО «Квант» насчитывало 5500 человек ! Несмотря на это киевлянам не удалось довести «Марс-Пассат» до ума, и тем самым создать аналог американского "AEGIS". Система «Марс-Пассат» оказалась чрезмерно сложной и громоздкой, содержит удивительно большое количество аппаратурных шкафов. 
Поэтому, что касается ракетного комплекса «Гранит» с дальностью действия 500..600 км, то именно благодаря возможности заблаговременного обнаружения наших кораблей самолетами AWACS противник просто не допустит приближения "Кузецова" на дальность ракетного залпа "Гранита"...
Отрадно, что в России недавно разработана боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Требование-М", которая функционально похожа на систему "Aegis". Но монтируются "Требование-М" только на экспортные фрегаты для Китая и Индии. Для монтажа этой системы на наши основные боевые корабли нет денег и нет особого желания со стороны командования ВМФ.
Главкомату ВМФ надо не авианосцами заниматься, а значительно полезнее модернизировать на кораблях ВМФ судовую электронику: БИУС, средства электронной разведки, целеуказания, управления, ПВО, спутниковую связь и т.п. Без современной электроники военный корабль ни на что серьёзное не годен - это наглядно показал корабль "Мираж", когда он дважды позорно промазал ракетами "Малахит" по грузинским катерам.

Заключение:

Хватит транжирить народные деньги !

Так как ТАРК "Кузнецов" неэффективен, опасен в эксплуатации и очень дорог в содержании, я призываю министра обороны законсервировать этот корабль.


И.Кротов
редакция от 3.10.09

P.S.
В ходе бурного обсуждения этой статьи на форумах меня спрашивали: "Чего Вы зациклились на плохом отоплении и вентиляции ?".
Для этого есть причина. Некоторые мои знакомые после срочной службы приобрели хронические болезни, а один мой однокласник стал инвалидом. Когда я его впервые встретил - я был поражён: до армии был здоровяк, спортсмен, а стал развалиной. Оказывается он служил в Казахстане, в ПВО. Бытовые условия, отопление, вода, еда, были отвратительные. Солдаты буквально голодали - это была не служба, а пытка. 
А когда я служил в учебке связи (в/ч 47047, Хабаровск), наши казармы были добротными - дореволюционой постройки. Однако, ужасны были выгребные туалеты. У старшин и курсантов было много проблем с откачкой нечистот. Много лет прошло, скорее всего, ничего в этой части не поменялось. Так и продолжают курсанты мучаться с этими архаичными туалетами.
После учебки я служил на территории дивизии РВСН. Насмотрелся на старты, потерны, подземные дизельные, огромные обвалованные ангары, ЛЭПы к каждой части и капитальные бетонки в тайге. Но более всего поражали мосты через мелкие речушки и овраги. Было совершенно непонятно: для чего в глухой тайге на этих мостах нередко были шикарные чугунные решётки-ограждения ?
Меня давно мучает вопрос: почему на нормальные туалеты, нормальные бытовые условия для солдат и квартиры для офицеров денег всегда не хватает ? А на одновременную разработку и выпуск трёх типов танков (Т-72, Т-64, Т-80) - деньги нашлись ? Ни в одной стране мира не додумались до разорительного маразма одновременной разработки трёх типов основных танков ! 
Скорее всего дело в дурных традициях и пренебрежительном отношении генеральского сословия к солдатам и офицерам. Типичным представителем этого сословия являлся маршал Г.Жуков. Начинал Жуков с подавления Тамбовского крестьянского восстания в 1921 году (в должности командира эскадрона), где он отличился жестокостью.
Потери в Берлинской операции (16 апреля — 8 мая 1945 г.) составили 361 367 человек убитыми и ранеными. А среднесуточные потери 15 712 чел.!
Вот приказ Жукова командиру 11-го гвардейского танкового корпуса полковнику Бабаджаняну от 18 апреля 1945 г.: "Я очень строго предупреждаю Вас о неполном служебном соответствии и требую более смелых и организованных действий.Любой ценой 19.04 выйти в район Вердер, Беторсхаген".
Конец войны, а Жуков требует воевать "любой ценой". Не зря народ приписывает ему фразу: "Солдат не жалеть - бабы новых нарожают."
В 1954 г. под руководством Жукова были подготовлены и проведены ядерные учения «Снежок». В ходе учений бомбардировщик сбросил ядерную бомбу (40 килотонн), взрыв произошёл на высоте 350 метров. Общее число военнослужащих, принявших участие в учениях, составило 45 тыс. человек. Тысячи человек получили огромную дозу облучения. Со всех участников учений была взята подписка о неразглашении тайны. Умирая от рака, инфарктов, инсультов они даже врачам не имели права рассказать о своём облучении. 
Еще много недоумков, которые талдычат: "нечего церемониться с солдатами. Военнослужащие должны стойко переносить тяготы и лишения воинской службы...". Да, во время войны, ликвидации катастроф, учений надо стойко переносить тяготы и лишения.
Армия не тюрьма ! Какой смысл мучать солдат тяготами в мирное время ? Может кто-нибудь внятно ответить ?
Служба в армии должна быть интересна и привлекательна для молодёжи - это единственный способ отучить молодёжь "косить" от армии. 
Наши военнослужащие срочной службы должны иметь бытовые условия не хуже, чем в армии США.
Министерство обороны обязано разработать нормативы по бытовым условиям.
Это не только кубатура воздуха в казарме или число унитазов, а качество тех же унитазов, дизайн туалетов и казарм в целом, стабильность температуры в казарме, кондиционирование, качество мебели и т.п. Не просто количество жиров и белков в рационе солдата, а качество и вкусовая оценка еды.
Давайте уважать военнослужащих не на словах, а на деле, и от желающих служить не будет отбоя !

Ссылки:

  1. Адмирал В.Селиванов (быв.начальник Главного штаба флота): "Судьба авианосца".

  2. Военно-исторический альманах "Тайфун" №6 за 1999 г.: Письмо офицера о техническом состоянии "Кузнецова".

  3. С.И.Александров: "Демонстрация морской немощи".

  4. А.А.Храмчихин (зав.отделом Института политического и военного анализа): "Кораблестроительная авантюра дорого стоит".

  5. Геннадий Нечаев (27.02.09 г.): "Срисованный авианосец".

Картина дня

наверх