На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 20 октября

Этот день в авиации. 20 октября

Этот день в авиации. 20 октября

1904 - Родился командующий ВДВ (1948-1949) и ДА (1950-1953) маршал авиации С.И.Руденко. Во время войны с октября 1942 г. и до конца войны С.И. Руденко — командующий 16-й воздушной армией, с которой прошел путь от Сталинграда до Берлина.

Этот день в авиации. 20 октября

1914 - образовано АО «Русский Рено», владевшее в Санкт-Петербурге заводом по сборке французких авиадвигателей - ныне «Завод имени В.Я.Климова». Во время Второй Мировой войны более половины боевых самолетов Советского Союза («Як-3», «Як-9», «Пе-2», «ЛаГГ-3») летало на поршневых моторах «М-105» конструкции Климова, которых было выпущено около 100 000 штук.
Первый советский турбореактивный двигатель «ВК-1» использовался на истребителях «МиГ-15» и «МиГ-17» и бомбардировщиках «Ил-28» и «Ту-14». Были разработаны и выпущены газотурбинные двигатели «ГТД-350», «ТВ2-117», «ТВ3-117» и главные редукторы для вертолетов «Ми-2», «Ми-8», «Ми-17», «Ми-24», «Ка-32».

Этот день в авиации. 20 октября

1917 - Германское морское воздухоплавательное подразделение несет самые тяжелые потери в течение одного дня. На базу не возвращаются пять цеппелинов: «LZ-85» («L-45») и «LZ-96» («L-49») совершили вынужденную посадку во Франции, «LZ-93» («L-44») сбит над Францией. «LZ-89» («L-50») погиб над Средиземным морем, а» LZ-101» («L-55») совершил вынужденную посадку в Германии. «LZ-50» («L-16») разбился днем раньше.

Этот день в авиации. 20 октября

1920 - Родился военный летчик и летчик-испытатель С.Амет-Хан.

Родился Амет-Хан Султан 20 октября 1920 года в городе Алупка. Отец — Султан, лакец (родом из аула Цовкра, Дагестан), мать Насибе Садла — крымская татарка.
Окончив крымско-татарскую школу, Амет-Хан поступил в фабрично-заводское железнодорожное училище в Симферополе. Параллельно занимался в симферопо­льском аэроклубе, который сегодня носит его имя. Затем учился в Качинской школе военных летчиков. Службу начал в г. Бобруйске. Начало Великой Отечественной войны Амет-Хан застал под Кишиневом в составе 4-го истребительного авиаполка Одесского военного округа.
В конце 1941 года полк был переброшен в район города Ярославля. 31 мая 1942 года Амет-Хан Султан открыл счет сбитых самолетов. Израсходовав весь боевой запас в атаке, он протаранил корпус вражеского "Юнкерса-88" левым крылом. При ударе крыло истребителя наглухо застряло в корпусе "Юнкерса" и юный летчик, выбравшись из кабины, прыгнул вниз с парашютом. После этого случая Амет-Хан Султан стал легендой, снискав славу сильного и бесстрашного бойца. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина. 29 апреля 1945 года над Берлином Амет-Хан Султан сбил свой последний вражеский самолет, тем самым поставив точку над сбитыми летчиками 9-го гвардейского полка вражескими самолетами. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провел 152 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.
Звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью "Золотая Звезда" помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награжден 26 июля 1945 года. После войны он становится летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте имени М. Громова. При его непосредственном участии создается новая отечественная авиация, которую не знал мир. Амет-Хан Султан участвовал в осуществлении космической программы. Прежде чем Юрий Гагарин и его товарищи по отряду космонавтов поднялись в космос, навыки действий в условиях невесомости они отрабатывали на специально оборудованном самолете Ту-104, который пилотировал Амет-Хан и его коллеги. Испытав не одну сотню летательных аппаратов, Амет-Хан Султан дал путевку в жизнь тем самолетам, которые заявили о совершенно новой авиации, определив перспективу ее развития на многие годы вперед. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб в небе вместе с экипажем во время испытания мощного двигателя на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ.
Амет-Хан Султан похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя носит площадь в Симферополе, улицы в городах Крыма, а также улица в Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Его именем названы аэроклуб, школы, в Алупке работает музей имени Амет-Хана Султана, а в покоренном им небе летает планета, названная его именем. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупка, а также в Махачкале, где его именем также назван аэропорт. Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета" и шестью медалями.

Этот день в авиации. 20 октября

1920 - Во Франции Joseph Sadi-Lecointe на Nieuport Delage установил мировой рекорд скорости - 302 км/ч.


1922 - Лейтенант Гарольд Р.Харрис в Норт Дайтоне (штат Огайо) покидает с парашютом моноплан «Лонинг» PW-2A на высоте 760 метров и становится первым американцем, покинувшим потерявший управление самолет.

Этот день в авиации. 20 октября

1929 - В Германии над Боденским озером совершил испытательный полет гигантский гидросамолет, летающая лодка "Дорнье D-X" с 169-ю пассажирами на борту. Уникальная машина конструкции Клода Дорнье имела 12 двигателей мощностью по 450 л.с. Самолет длинною 40 метров и размахом крыла 47.9 метров имел 3 этажа при массе 55880 кг. Максимальная скорость составляла 215 км/ч. За всю истории авиации это вторая по размерам летающая лодка, более крупная машина "Геркулес" была построена в США и совершила первый полет в 1947 году.

Этот день в авиации. 20 октября

1934 - Первая всемирная авиагонка (на кубок Макробертсона) по маршруту Великобритания – Австралия.

В марте 1933 г. генеральный директор мельбурнской кондитерской фирмы « Макробертсон Конфекшионри Маньюфекчурас» сэр Макферсон Робертсон учредил приз в размере 15000 фунтов стерлингов победителю авиагоики, организованной в честь столетия со дня основания австралийского штата Виктория. Гонку выиграл один из трех специально построеных фирмой «Де Хэвиленд» самолетов DН-88 «Комета». Первыми пересекли финишную черту на мельбурнском ипподроме Чарльз У.Э. Скотт и Том Кэмпбелл Блэк на HD-88 «Гросвинор Хауз» (б\н G-АСSS), преодолев расстояние в 18239 километров за 70 часов 54 минуты 18 секунд со средней скоростью 255,7 км/ч. Вторым прибыл, как это ни удивительно, Дуглас DС 2 «Уивер» (РН-АJU) — пассажирский самолет датской авиакомпании КLМ, который пилотировали К. Д. Пармантьер и Дж. Дж Молл.


1934
- Пилот Н.С. Юдин провел экспериментальную буксировку на планере ПС-2 «Упар» за мотоциклом и автомобилем

1937 - Мировой рекорд высотного парашютного прыжка - 10436 м, Н. Аминтаев

Этот день в авиации. 20 октября

1944 - Первый боевой вылет японских лётчиков-камикадзе. Отряд камикадзе "Cикисима-Тай" стартовал с авиабазы Мабаракэт, Филиппины. Ведущий пары камикадзе лейтенант Юкио Сэки.

Во второй половине XX века слово «камикадзе» стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников, появившихся на заключительном этапе войны на Тихом океане. «Камикадзе» - часть более широкого японского термина токкотай, которым обозначали всех добровольцев-смертников (не только лётчиков).
К концу Второй мировой японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили всего 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.

Этот день в авиации. 20 октября

1944 - Первый полет высотного истребителя-перехватчика И-224 (4а) ОКБ МиГЭтот день в авиации. 20 октября

Этот день в авиации. 20 октября

1947 - При ЛИИ им. М.М.Громова открыта школа летчиков-испытателей (ШЛИ) МАП

Этот день в авиации. 20 октября

1947 - Первый полёт лёгкого многоцелевого Як-12; Ф.Л. Абрамов

1959 - Лётчик-испытатель Г.И.Лысенко выполнил первый полёт пассажирского турбовинтового самолета для авиалиний малой протяженности Ан-24 с АИ-24 созданного в ОКБ О.К.Антонова. Серийные самолеты начали использоваться Аэрофлотом в 1962 г., а в сентябре 1963 г. первые 50-местные Ан-24Б стали выполнять рейсы между Москвой, Воронежем и Саратовом. Последующие версии самолета включали в себя: Ан-24Б - 50-местный пассажирский самолет, переоборудуемый в грузопассажирский, грузовой или административный; Ан-24РВ - аналогичен предыдущей версии, но оборудован дополнительным разгонным турбореактивным двигателем с тягой 900 кг (1985 л.с.), служащим для автономного запуска двигателей и повышения энерговооруженности самолета на взлете; Ан-24Т - грузовой самолет с люком в нижней задней части фюзеляжа, с двумя подфюзеляжными килями с внешних сторон грузового люка, с грузовой лебедкой и транспортером; Ан-24РТ - аналогичен Ан-24Т, но с разгонным турбореактивным двигателем, как у Ан-24РВ; Ан-24ЛП - лесопожарный вариант. Количество самолетов серии Ан-24 для гражданских и военных пользователей насчитывает около 1100 единиц.

1960 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной испытательный полет ракетного самолета "Х-15" N 1. Аппарат пилотировал летчик Форрест Петерсен (Forrest Petersen). Максимальная высота подъема составила 16398 м при скорости 2059 км/ч.

Этот день в авиации. 20 октября

1961 - Международный день авиадиспетчера. В столице Нидерландов Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Это событие, важное для стандартизации управления грузовыми и пассажирскими авиационными перевозками, и положило начало новому профессиональному празднику.

Этот день в авиации. 20 октября

1962 - Поступил на эксплуатацию реактивный Ту-124 - для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров.Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но различаются размером, а также конструктивным исполнением некоторых агрегатов. На Ту-124 впервые в мире для пассажирских самолётов применены турбовентиляторные двигатели, отличающиеся от ранее применявшихся ТРД повышенной экономичностью. Данный самолёт был разработан с целью заменить стареющий Ил-14 на местных маршрутах, но был быстро заменен в серийном производстве более удачной глубокой модификацией - Ту-134 (первоначальное наименование - Ту-124А), со сниженным шумом в пассажирском салоне благодаря переносу двигателей из корня крыла на хвостовую часть фюзеляжа.


1962
- На боевое дежурство встал первый ракетный полк 51-й дивизии на Кубе, вооруженный ракетами 8К63, основной РСД первого поколения. Это был 514-й ракетный полк, бывший 79-й, из 29-й ракетной дивизии. И хотя полк простоял на дежурстве чуть больше недели, он сделал свое дело.

Этот день в авиации. 20 октября

1967 - Женский мировой рекорд высоты полета для самолетов с ТВД - динамический потолок 13513 м, экипаж Л.М.Улановой на Ил-18 с ТВД АИ-20Этот день в авиации. 20 октября

Этот день в авиации. 20 октября

1970 - Запуск беспилотного КК "Зонд-8" (7К-Л1). Основные задачи: облёт Луны, фотографирование Луны и Земли, отработка варианта приземления со стороны северного полушария. Облёт Луны произведен 24.10.1970, возвращение спускаемого аппарата на Землю 27.10.1970.

Этот день в авиации. 20 октября

1977 - Первый технический рейс Ту-144 по маршруту Москва - Алма-Ата с пассажирами на борту - работниками ряда организаций, которые принимали непосредственное участие в создании и испытаниях сверхзвукового самолета.

Этот день в авиации. 20 октября

1983 - В ОКТБ "Орбита" создан и передан ЦПК им. Ю.А.Гагарина комплексный тренажер ОС "Салют"

Этот день в авиации. 20 октября

1985 - Первые самолеты Су-27 поступили в строевой полк ВВС

Этот день в авиации. 20 октября
Этот день в авиации. 20 октября

1986 - Катастрофа Ту-134А Аэрофлота, следовавшего по маршруту Кольцово (Свердловск) - Грозный. В дневное время при промежуточной посадке в аэропорту Курумоч (Куйбышев, ныне Самара).

Самолёт произвёл посадку со слишком большими скоростью и тангажом. Шасси сломались от удара о ВПП, машина легла на брюхо, и её около 300 м несло по инерции, после чего она перевернулась через правое крыло и встала вверх шасси. От удара фюзеляж самолёта переломился надвое, из разрушенных топливных баков полилось топливо и возник пожар. Из 94 пассажиров и членов экипажа выжило только 24 человека (всего погибло 70 человек).
Причиной авиакатастрофы послужило преступное пренебрежение правилами безопасности полётов. Командир корабля Александр Клюев поспорил с экипажем, что сможет посадить самолёт вслепую, по одним только показаниям приборов. Он закрыл обзорные окна кабины с левой стороны металлическими шторками и повёл самолёт на посадку. Второй пилот, штурман и бортинженер не препятствовали его действиям. В расчеты КВС вкралась ошибка, и к полосе самолёт подошёл со слишком большими вертикальной и горизонтальной скоростями. КВС дал команду открыть шторку за секунду до касания. Бортмеханик не успел выполнить её. От сильнейшего (4,8g) удара при касании шасси подломились. Фюзеляж протащило по ВПП около 300 м. При скольжении по бетону самолёт стал переворачиваться через правое крыло, затем сошёл на грунт, потерял правую плоскость крыла, перевернулся, раскололся надвое и загорелся.

Второй пилот, лобовое стекло на рабочем месте которого не было закрыто шторкой, не предпринял никаких мер для ухода на второй круг. Клюев остался жив, приговорён судом к 15 годам лишения свободы. После пересмотра дела срок уменьшили до 6 лет, которые он полностью отбыл.

1987
- На боевое дежурство встал советский боевой железнодорожный ракетный комплекс с ракетой РС-22 (15Ж61). Разработчиком выступало КБ «Южное» украинского Днепропетровска под руководством конструктора Владимира Уткина. Сборка БЖРК осуществлялась также на Украине в Павлограде. Его полевые испытания проходили в 1985-1987 гг. В ходе них было произведено 32 пуска ракет и пройдено более 400 тысяч километров по территории страны. 28 ноября 1989 года комплекс был принят на вооружение.

1989 - Катастрофа Ил-76 (СССР-76466), Ленинакан, Армения, СССР, КВС В.Моткин.

Самолет выполнял учебно-тренировочный рейс, совмещенный с завозом в г.Ленинакан гуманитарного груза для постадавших от катастрофического землетрясения 1988 г. При выполнении захода в аэропорту Ленинакан экипаж ошибся при установке на приборах давления аэродрома на эшелоне перехода 3000м (вместо значения 636мм.рт.ст., переданного диспетчером, было установлено 736). Это привело к завышению показаний высотомеров на 1100м.
Во время снижения, после срабатывания системы предупреждения об опасном сближении в землей (ССОС) в районе третьего разворота, экипаж, в нарушение РЛЭ, не перешел немедленно в набор высоты. Сигнал ССОС звучал 19 секунд. Самолет столкнулся с земной поверхностью в нескольких километрах от полосы а/п Ленинакан, разрушился и сгорел. Погибли все 15 человек, находившихся на борту.
КВС-инструктор выполнял полет на горный аэродром Ленинакан впервые, для исполнявшего обязанности второго пилота-стажера это вообще был первый полет на Ил-76.

Этот день в авиации. 20 октября

1992 - Первый полет самолета общего назначения Як-112, В.А.Якимов

Этот день в авиации. 20 октября

2014 - Катастрофа частного самолёта Dassault Falcon 50 EX произошла в аэропорту Внуково в ночь с 20 на 21 октября 2014 года.

При выполнении взлёта c ВПП 06 при разбеге самолёт столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной, в результате чего произошло разрушение и возгорание воздушного судна. Предварительные выводы технической комиссии о причинах катастрофы: и ведущий инженер аэродромной службы «Внуково» Владимир Леденев, и водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко были пьяны, в результате чего Мартыненко заблудился на лётном поле, а Леденев не предпринял попыток найти снегоуборщика.
На борту находились четыре гражданина Франции: два пилота, бортпроводник и главный управляющий крупной нефтегазовой компанией «Total» Кристоф де Маржери. Все они погибли.

Профессиональное пилотское в США. Получить лицензию за $36000 

Картина дня

наверх